» » Лучшие фильмы об амнезии

Лучшие фильмы об амнезии

Добавлено 15-05-2017, 16:41
1995
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»

Несмотря на относительную редкость появления в реальной жизни, случаи амнезии используются писателями и сценаристами очень часто, даже слишком часто. С 1926 вышло, по крайней мере, 10 немых фильмов, в которых использовали амнезию для развития сюжета. Свежие фильмы также обращаются к потере памяти довольно часто, некоторые используют амнезию как основу сюжета, такие, например, как «50 первых свиданий» и «Вечное сияние чистого разума».

В своем обзоре, напечатанном в Британском медицинском журнале, нейропсихолог Института неврологии Лондона Сэлли Баксендейл обращает внимание на неаккуратное описание амнезии в некоторых фильмах.

В романтической комедии «50 первых свиданий» (2004) главный герой влюбляется в девушку, встретив ее в кафе. Они договариваются о новом свидании. На следующий день Ротт возвращается в кафе, чтобы увидеться, но девушка его не узнает. После ее ухода, владелец кафе объясняет парню, что девушка страдает редким заболеванием, наступившим после трагической аварии, она не может запомнить текущих событий. Из разговора с хозяином кафе мы также узнаем, что она запоминает все случившееся в течение дня, но ее память полностью очищается во время ночного сна.

«50 первых свиданий» грешат некоторыми неточностями, свойственными большинству фильмов об амнезии. В большинстве фильмов амнезия случается после автомобильной аварии, в то время как в жизни чаще всего к возникновению заболевания приводят удары по голове, инфекции мозга и хирургическое вмешательство. Идея о том, что воспоминания стираются во время ночного сна, также не имеет отношения к реальности.

Во многих случаях кинематографической амнезии травма головы приводит к потере воспоминаний о предыдущей жизни (ретроградная амнезия), но герой ведет совершенно обычную жизнь в последующем. В реальности пациенты, получившие травму головы, чаще всего страдают от антероградной амнезии – они теряют способность формировать новые воспоминания, но их память о предшествовавших наступлению амнезии событиях сохраняется. Часто они забывают об очень важных вещах – о своих повседневных делах и любимых людях, что сказывается на ежедневном существовании весьма негативно.

Также весьма необычен тот факт, что семья героини заботится о ней самостоятельно, посвящая свою жизнь тому, чтобы лишить ее ощущения нереальности происходящего, убедить, что с ней все в порядке. Они используют доступные им способы, что смягчить напряженность ситуации, и скрыть от девушки печальную правду о ее состоянии. У большинства пациентов с таким видом амнезии нет такой роскоши, редко какая семья может остановить собственную жизнь и посвятить ее пациенту с антероградной амнезией.

Кроме того следует обратить внимание на тот факт, что диагноз героини который звучит в фильме как Синдром Голдфилда не существует в медицинской практике.

Что в фильме правильно? Антероградная амнезия описана весьма близко к реальности. Мозг таких пациентов в состоянии формировать воспоминания, но они остаются недоступны для осознания. Иными словами человек даже не догадывается о существованииэтих воспоминаний. Он или она верят что тот день, в котором они живут, это первый день после начала амнезии, совсем как в фильме.

Воспоминания, формирующиеся в течение дня, также могут быть реальностью. Продолжительность запоминаемого периода сильно зависит от степени тяжести травмы и ее типа. Известны случаи, когда пациенты с антероградной амнезией запоминали только ближайшие 10 секунд своей жизни. Как правило, родственникам очень тяжело общаться с такими пациентами. Так известны случаи, когда человек, по мере взросления детей, перестал их узнавать и признавать.

И последняя капля этого нереалистичного фильма – финал. Парень решает, что с него хватит этих непонятных отношений, т.к. героиня никогда не сможет его полюбить по-настоящему. Однако после того как они перестали встречаться, девушка своим поведением демонстрирует, что где-то в глубинах подсознания есть некие чувства, она постоянно перебирает его фотографии, хотя и не узнает его. Это кажется самым большим обманом зрителя.

Но известные случаи антероградной амнезии дают нам повод для размышлений. Ведь текущие воспоминания существуют где-то в голове у пациента, он просто не может их припомнить. И они оставляют эмоциональный след.

К примеру, тот пациент, который перестал узнавать своих детей, продолжал общаться с женой, несмотря на ее старение в течение 20-30 лет. И никогда не высказывал недоумения по поводу ее изменившейся внешности. Он также не изумлялся своему изменившемуся отражению в зеркале.

Так что, возвращаясь к фильму – могла ли героиня каким-то чудесным способом почувствовать привязанность, как ни удивительно – но ответ ДА. В целом можно сделать вывод, что несмотря на сомнительное качество фильма, портрет антероградной амнезии довольно близок к реальности.

Герои фильмов, страдающие от амнезии часто не могут вспомнить свою личность, теряют свои персональные воспоминания. Подобные проявления характерны для так называемой диссоциативной амнезии. Однако причинами такой амнезии чаще всего являются не удары по голове, а скорее психические и эмоциональные травмы.

Личностные изменения переживает героиня фильма «За бортом» (1987). Она теряет память после удара головой во время падения с яхты. Неожиданно ее характер претерпевает существенные изменения, она становится доброй и любящей и увлеченно ухаживает за детьми. Ее утраченные воспоминания, как и в большинстве фильмов, использующих амнезию, возвращаются к концу фильма, благодаря очередному удару по голове. Что, как уже отмечалось раннее, совершенно невероятно.

На удивление точный в изображении амнезии фильм «Мементо» («Помни» в русском варианте 2000 г.) в основу фильма во многом легли переживания Генри Молайсона, весьма известного пациента, страдающего амнезией. Герой фильма страдает от антероградной амнезии после травмы полученной во время нападения, при котором была убита его жена. Он помнит все, что предшествовало травме, но не в состоянии формировать текущие воспоминания. Фильм правдиво отражает все трудности повседневной жизни, с которыми приходится сталкиваться людям с подобным диагнозом.. Большую часть фильма герой старательно записывает информацию на листочках бумаги и как только что-то он воспринимает как доказанный факт – делает себе татуировку с соответствующей записью.

Еще один аккуратный случай изображения амнезии мультипликационный фильм «В поисках Немо» (2003). Один из его героев, рыбка по имени Дори, испытывает трудности с запоминанием, благодаря чему не может выучить или просто удержать в голове какую-либо новую информацию, часто она даже не может вспомнить куда направлялась. В конце концов, она потерялась сразу же, как только осталась одна. В мультике также весьма точно описываются сложности пациентов ,страдающих амнезией.

Еще несколько фильмов об амнезии:

  • Долгий поцелуй на ночь (1996)
  • Вспомнить все (1990)
  • Темный город (1998)
  • Трилогия о Джейсоне Борне (2002-2007)
  • Завороженный (1945)
  • Вечное сияние чистого разума (2004)
  • Малхоланд Драйв (2001)

Изучив симптомы и виды амнезии, вы сами сможете составить представление о том, насколько точны были сценаристы и авторы этих фильмов в своих предположениях.


Комментарии